Финляндия. Организационное устройство миграционной политики
До 1995 г. меры государственной политики в сфере миграции были
сфокусированы, в основном, на проблемах вынужденной иммиграции. Действующие
сейчас принципы иммиграционной политики направлены на содействие иммиграции
ввиду сложившейся социально-экономической ситуации в стране
Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А.,
Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и
странах Запада», Москва 2003 г.
К оглавлению главы 4
4.12. Финляндия
Финляндия традиционно являлась страной эмиграции. В 1980-е гг. государство
начинает приобретать население в миграционном обмене. В этот период 85%
иммигрантов были бывшими финскими гражданами, возвращающимися, главным образом,
из Швеции, но в 1990-е гг. уже более половины иммигрантов являлись выходцами из
других государств и не имели прежде финского гражданства. В настоящее время
численность иммигрантов составляет около 102 тыс. человек, или 1,9% населения
страны, что значительно ниже соответствующего показателя в большинстве
европейских стран.
До 1995 г. меры государственной политики в сфере миграции были сфокусированы,
в основном, на проблемах вынужденной иммиграции. В 1995 г. правительство
учредило Комитет по вопросам предоставления убежища и иммиграционной политики,
результатом деятельности которого стала подготовка отчета «Контролируемая
иммиграция и эффективная интеграция». Основным заключением комитета являлось
положение о необходимости содействия иммиграции ввиду сложившейся
социально-экономической ситуации в стране.
В 1997 г. правительство одобрило основные принципы программы иммиграционной
политики и политики в отношении беженцев. Согласно программе, миграционная
политика Финляндии преследует следующие цели: открытость и интернационализм,
поддержание регулируемой миграции, соблюдение прав личности, противодействие
нелегальной миграции.
Национальное законодательство, закрепляющее принципы миграционной политики,
составляют: закон об иностранцах, вступивший в силу 22 февраля 1991 г. и
содержащий ряд поправок, последняя из которых была введена в 2001 г. и касалась
свободы передвижения иностранцев, проживающих в Финляндии, и закон об интеграции
иммигрантов и принятии лиц, ищущих убежище, введенный в действие 1 мая 1999 г.
Последние изменения в закон об интеграции были внесены 1 марта 2002 г., когда в
силу вступили поправки, обязывающие муниципалитеты включать в программу
интеграции мероприятия, направленные на улучшение этнических отношений.
Работа над миграционным законодательством продолжается и в настоящее время.
Рабочая группа, образованная в 2001 г. Министерством внутренних дел с целью
пересмотра закона об иностранцах, в числе своих рекомендаций предлагает
упразднить разрешение на работу как отдельный вид разрешений и ввести
специальное разрешение на пребывание для работающих по найму и самозанятых лиц,
а также предоставить возможность членам семей финских граждан обращаться за
разрешением на пребывание на территории Финляндии. Рабочая группа предлагает
укрепить позицию Парламента в отношении мониторинга иммиграционной политики и
установления ее целей.
В числе обсуждаемых в настоящее время вопросов — необходимость принятия
программы в отношении финнов, живущих за рубежом. Считается, что в интересах
Финляндии помочь сохранить им национальную идентичность и связи с родственниками
и друзьями в Финляндии.
В апреле 2001 г. была принята национальная программа борьбы с расизмом и
этнической дискриминацией. Программа рассчитана на период 2001–2003 гг. и
призвана содействовать нормализации этнических отношений в условиях роста
иммиграции.
Расходы, связанные с реализацией миграционной политики в 2002 г., составили
около 69 млн евро. Главной статьей затрат стали мероприятия по предоставлению
убежища в Финляндии и компенсационные выплаты муниципалитетам, принимающим
беженцев.
Организация миграционной службы
|
Ei kommentteja:
Lähetä kommentti